Дмитрий Ростовский: что можно и что нельзя делать 10 ноября

Дмитрий Ростовский: что можно и что нельзя делать 10 ноября@Фото: Православный церковный календарьОбщество23:05 08.11.2020Получить короткую ссылку4 0 0https://cdn1.img.sputniknews.lt/images/07e4/0a/1d/13565158.jpgSputnik Литваhttps://cdn2.img.sputniknews.lt/i/logo.pngSputnikhttps://cdn2.img.sputniknews.lt/i/logo.pnghttps://lt.sputniknews.ru/society/20201108/13634695/Dmitriy-Rostovskiy-chto-mozhno-i-chto-nelzya-delat-10-noyabrya.html

На Руси в некоторых районах в этот день не рекомендовалось заниматься домашними делами, запрещалось прясть (однако шить разрешалось), стирать, выносить из печи золу, нельзя было пахать и бороновать

10 ноября (28 октября по старому стилю) православная церковь почитает память святителя Димитрия Ростовского, известного православному миру прежде всего как создателя четырехтомного свода Четиих миней, или «Книга житий святых». @Фото: Православный церковный календарьДень Андрея Смоленского: что можно и что нельзя делать 9 ноября

Святитель Дмитрий, в миру Даниил Саввич Туптало, родился в 1651 году в местечке Макарово, недалеко от Киева. Воспитывался мальчик в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. Переехав в Киев, родители отдали Даниила в Киево-Могилянскую коллегию, где раскрылись незаурядные способности юноши.

С ранних лет Даниил испытывал постоянную потребность в учении, вскоре он овладел греческим и латинским языками и изучил ряд классических наук. Там же он принял монашеский постриг с именем Дмитрий – в честь великомученика Дмитрия Солунского. Иноческое послушание он проходил в Киевском Кирилловом монастыре, где позже был рукоположен в иеромонаха.

Затем святой подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру.

Настоятель Лавры архимандрит Варлаам Ясинский видел в нем духовную силу и высокую образованность, поэтому именно Дмитрию было поручено заниматься составлением Четиих миней. Работа заключалась в том, чтобы доступным для верующих языком изложить жития святых.

Это стало главным делом его жизни, которое он продолжал и в монашеской келье, и будучи настоятелем, и позднее, в сане митрополита Ростовского. Чувство близости к святым, которое испытывал Дмитрий, он смог передать и своим читателям. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России. Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя – Николая Александровича Романова.

Для всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан он оста­ет­ся при­ме­ром свя­той, ас­ке­ти­че­ской, нес­тя­жа­тель­ной жиз­ни. Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября (по старому стилю), при нем не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.

Также в этот день православные верующие почитают память Параскевы Иконийской (Святой Параскевы, Параскевы Пятницы) – христианской великомученицы III века. На Руси этот день называли «Параскева Пятница», «пятина», «петна», «Прасковья», «бабья заступница», «Параскевы Льняницы», «Прасковьи Льняницы», «льняные смотрины», с ним было связано множество традиций, поверий и обрядов.

Предки считали Параскеву прежде всего заступницей и помощницей женщин. Верили, что ее образ приносит в дом благополучие и счастье, а также бережет от дьявольского наваждения и от болезней, например от лихорадок, зубной, головной и других болей. Цветы и травы, которыми украшали образы Параскевы, почитались целебными. Если в доме кто-то болел, то их прикладывали к больному месту, а в настоях из них потом купали детей или поили больных их отваром. Для избавления от хворей даже существуют особые молитвы в честь Параскевы.

Эта святая считалась покровительницей полей и скота, поэтому в ее честь служили молебны, а в церковь для освящения приносили овощи и фрукты. Также ее считали покровительницей торговли и в честь нее назывались «пятницкие» торги и ярмарки, на которых на самом почетном месте ставилась ее икона.

К этому дню во многих местах приурочивали начало мятья и трепания льна. Первину – первый обтрепанный пучок льна – женщины освящали в церкви и прикрепляли к иконе святой Параскевы. Со святой связывают оберег-веревочку, сделанную из шерсти и повязываемую на правое запястье.

Однако Параскева могла быть и грозной. Во многих местах по пятницам запрещалось прясть (однако шить разрешалось), стирать, выносить из печи золу, нельзя было пахать и бороновать – это считалось большим грехом.

Полагали, что кто в пятницу над людьми насмехается – тому на том свете также достанется. По пятницам ребенка не купают, а то сушец (болезненная худоба) нападет.

Были и приметы, связанные с погодой. Если до этого дня листья с вишни не опали, то тепло продержится еще долго. Если утром был заметен туман – это к оттепели. Если возле луны круг – жди бури. Увидеть в этот день белку – к потеплению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *