Аналитики спрогнозировали три сценария развития российского рынка дисков для грузовиков

Аналитики спрогнозировали три сценария развития российского рынка дисков для грузовой, сельскохозяйственной и специализированной техники диаметром 20-54 дюйма

Потребление колес для грузовой и специальной техники определяется не только уровнем спроса со стороны ее производителей, и основной объем продукции реализуется на вторичном рынке, который традиционно является локомотивом развития в периоды кризисов. Как отмечают аналитики MegaResearch, для российских предприятий текущая ситуация — очередная возможность для увеличения своей доли на рынке, и для этого им необходимо освоить выпуск колес новых типоразмеров и прежде всего тех, которые устанавливаются на сельскохозяйственную технику. В этом сегменте отечественных производителей практически нет, а импортная продукция дорожает из-за роста курсов валют. Специалисты считают, что рынок колес диаметром 20-54 дюймов довольно устойчив к кризисам, поэтому дают довольно благоприятный прогноз его развития — предполагается, что в самом худшем случае уровень потребления снизится на 3–3,5% и в ближайшие два года стабилизируется на этом уровне.

Кризис 2014-2015 гг. ведущие российские производители дисков прошли без потерь, и большинство из них плавно наращивало обороты. Так, выручка ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» по итогам 2016 года увеличилась относительно докризисных показателей на 37%, обороты ООО «Аккурайд Уилс Руссиа» выросли на 33%, а ООО «Агроколеса Белогорья» нарастило объемы производства более чем в семь раз за счет относительно низкой базы в 2014 году. Отрицательную динамику показало лишь ООО «Автокомпоненты — Группа ГАЗ», поскольку основные поставки этого предприятия были предназначены для обеспечения работы конвейера Горьковского автомобильного завода.

Таким образом, устойчивость этой отрасли в периоды турбулентности специалисты оценивают как высокую. Это обусловлено тем, что большинство предприятий отрасли выпускает продукцию для разных марок автомобилей и в основном для вторичного рынка, который гораздо менее чувствителен к кризисам.

Доля импорта на рынке колес диаметром 20–54 дюйма в 2019 году составила 49%. При этом российские производители выпускали в основном продукцию относительно небольшого размера (20–24 дюйма), которая устанавливается преимущественно на грузовые автомобили, прицепы, полуприцепы и автобусы, а потребность в колесах большего диаметра (они нужны в основном для сельскохозяйственной техники) покрывалась за счет поставок из-за рубежа.

Более половины импорта до сих пор шло из Китая, причем по большей части в Россию поставлялись колеса невысокого качества, которые выигрывали конкуренцию у аналогов исключительно за счет цены. Учитывая текущую эпидемиологическую ситуацию в мире, Китай может увеличить свою долю в российском импорте и еще больше усилить ценовое давление на отечественных производителей.

Вместе с тем новый кризис — это дополнительные возможности для российских предприятий по наращиванию своего присутствия на рынке, особенно в сегменте колес для сельскохозяйственной техники. Правительство России в последние годы принимает меры для развития сельского хозяйства, а по данным ассоциации «Росспецмаш», две трети тракторов и комбайнов, которые задействованы на полях, уже отработали свой ресурс. Поэтому техника будет заменяться и ремонтироваться, следовательно, спрос на запчасти в целом и колеса в частности сохранится при любом развитии событий.

Аналитики отмечают, что для того чтобы стать более конкурентными, российским производителям нужно обратить внимание на качество и технологию изготовления своей продукции, а также сконцентрироваться на наиболее востребованных типоразмерах колес в сегменте техники для агропромышленного комплекса — 38 дюймов (24,5% от общего объема спроса), 24 дюйма (16,7%), 20 дюймов (12%), 34 и 42 дюйма (по 11,8%). Дополнительными преимуществами могут стать налаживание поставок колес в сборе с шинами, выполнение индивидуальных заказов мелкими сериями и предоставление отсрочки платежа, например, на период посевной.

Распространение коронавируса, по мнению экспертов, какого-либо сильного влияния на развитие российского рынка колес не окажет, но производители техники для экономии финансовых ресурсов могут переводить персонал на сокращенную рабочую неделю в целях снижения риска заражения.

Динамика рынка зависит от экономического положения в стране и состояния отраслей, в которых может использоваться транспорт: грузоперевозки, строительство, в том числе дорожное, сельское хозяйство и др. Рост спроса на технику увеличивает потребность в колесах на первичном рынке (поставки на заводы по производству техники), соответственно, замирание экономической деятельности в кризисные периоды снижает объемы производства спецтехники и автомобилей и уменьшает размеры заказов комплектующих на сборочные конвейеры. Что касается вторичного рынка (как в рознице, так и в оптовом звене), то он менее подвержен влиянию кризисов т. к. при сильном износе колес транспорт передвигаться не может и его владелец в любом случае вынужден покупать их и запускать технику в работу.

Проведенное исследование, показало, что доля вторичного рынка в потреблении колес изучаемых типоразмеров составляет 80%, что еще раз подтверждает вывод о высокой устойчивости отрасли в кризисные периоды.

Объем потребления на российском рынке колес диаметром 20–54 дюймов будет зависеть от дальнейшего развития событий, связанных в первую очередь с падением мировых цен на нефть.

В оптимистическом сценарии падение рынка в 2020 году ожидается на уровне 1%. Дополнительным стимулирующим фактором может выступить увеличение финансирования по государственным программам поддержки сельхозпроизводителей, а также выделение средств на закупку грузовой техники и автобусов для муниципальных нужд. Кроме того, спрос на отечественную продукцию может вырасти из-за удорожания импорта в связи с очередным падением курса рубля, а также в результате ужесточения требований государства по уровню локализации специальной техники, особенно предназначенной для агропромышленного комплекса.

В наихудшем варианте падение рынка по итогам 2020 года составит 3,5% и будет связано с уменьшением объемов производства транспортных средств, использующих колеса указанных диаметров. Потребление на вторичном рынке кардинально не изменится, так как периодичность обслуживания и ремонта работающей техники не связана напрямую с экономической ситуацией, а определяется межсервисными интервалами и общей степенью изношенности оборудования. На практике замена колес на грузовом автотранспорте производится в среднем один раз в семь-восемь лет.

Промежуточный, базовый прогнозный сценарий предполагает переход к росту уже в 2021 году после снижения объема рынка на 1,5–2%. При этом полное восстановление до уровня текущих показателей ожидается после 2022 года.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *